Свято – Покровский храм

 

 

 

 

 

Храм - место Святое, Чистое, Доброе. Зачем человеку храмы? Это путь к себе, возвращение к своим истокам, к святой вере отцов и дедов: для кого-то это мольба о помощи, для кого-то утешение в скорби, укрепление в вере. Неповторимые, поднимающиеся над землей,  словно свечи,  и вместе с тем родные каждому человеку, они  были всегда главным спутником русского народа. Люди идут в храм,  чтобы найти  и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.

Более ста лет несут каневчане свои скорби  и радости в Свято-Покровском храме, молятся, исповедуются, исцеляются здесь от душевной боли. Единственный  действующий  храм от Краснодара до Ейска  уцелевший в годы советской власти.

Старейший храм Кубани окутан множеством легенд. Говорят, что по ночам из нее доносятся духовные песнопения. А место закладки храма указала схимнику Киево-Печерской Лавры монаху сама Матерь Божия. 

На это место снисходит небесная благодать. Верующие утверждают, что в храме они ощущают особую легкость, душевный комфорт.

Закладка  храма началась 31 мая 1902 года. Храм строился 4 года. Старожилы из уст в уста передавали историю ее возведения, начиная от заготовки извести для кирпичной кладки (в те времена использовался известковый раствор с добавлением яичных белков). Примечательно то, что прочность выложенных на таком растворе стен с годами увеличивается. Жители жертвовали не только деньги, но и приносили яйца для постройки. Изначально собрали около 5 млн. яиц, которых все равно было недостаточно. Для пополнения сбора местная молодежь выходила на водоемы в поисках кладок водоплавающих птиц.

Даже в действиях казацких детей прослеживается нравственное воспитание, ведь они не забирали все яйца из гнезд, только пару штук. Такими общими усилиями происходило строительство храма. Около 100 тысяч рублей потрачено на этот долгий и кропотливый, но важный процесс.

 Архитектором был Иван Христианович  Морбель. Строили храм, приглашенные церковные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных.  Внутренний облик создавали итальянские мастера и живописцы Кубанской области. Колокольный ансамбль храма был изготовлен Уральскими мастерами. Родной звон храма был чудным, «малиновым». К сожалению, станичники уже не услышат «родной малиновый» звон колоколов, которые были изготовлены уральскими мастерами – они утрачены в богоборческий период. На замену им ООО «Благовест» (г. Краснодар) изготовил новый колокольный ансамбль. При  строительстве  храма применен русско-византийский стиль храмового зодчества. В этом стиле был построен храм Христа-Спасителя в Москве.

Основной объём храма завершён массивным круглым световым барабаном, стоящим на двух восьмериках основания и увенчанным шлемовидным куполом. С севера и юга к основанию барабана пристроены две «башни» – восьмерик на четверике, – увенчанные в настоящее время луковичными главками на конусообразных шейках; именно эти «башни», являющиеся по своей архитектуре и, видимо, замыслу автора совершенно полноценными главами, позволяют нам считать этот Покровский храм 3-главым. Короткой трапезной основной объём соединён с 2-этажным западным притвором, на который поставлена 3-ярусная – высокий круглый ярус звона на двух низких, приплюснутых восьмериках – колокольня со шлемовидным куполом. Алтарная часть храма выделена 2-этажной многогранной апсидой. Экстерьер Покровского храма замечательно искусно, по-настоящему мастерски украшен приёмами фигурной кирпичной кладки, использованной для оформления полукруглых порталов, наличников и контрналичников полукруглых окон и ниш, кокошников и ширинок, фризов и тяг. По имеющимся свидетельствам, интерьер новопостроенного храма украшали мраморные барельефы, изготовленные итальянскими резчиками по камню.

К 1 июля 1912 года ведшееся на общественные средства строительство завершилось. 29 ноября того же года храм освятили во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова. Первым священником храма был отец Иаков (Яков Донецкий).
Трудные годы приходилось пережить храму.  1935 году - Свято-Покровский храм закрыли. По настоянию райкома было решено разрушить здание. Сбросили колокола, раскрыли часть крыши, сбили крест с большого купола, разобрали звоницу. Планировавшийся подрыв храма не был осуществлён, поскольку могли пострадать расположенные близ храма строения. После разбора колокольни здание храма какое-то время служило зернохранилищем. Переданный впоследствии на баланс устроенной по соседству машинно-тракторной станции имени Куйбышева и ставший ремонтной мастерской (по воспоминаниям очевидцев, на месте алтаря тогда размещалась кузница).  Покровский храм был сохранён, и каневчане благодарны за это директору станции Петру Прокофьевичу Скворцову, присланному в станицу из Москвы двадцатипятитысячнику, – он протестовал против задуманного богоборцами подрыва храма, настаивал на передаче его здания МТС и в дальнейшем, как мог, заботился о его сохранности. За годы безвременья почти уничтожили великолепную кованую ограду, затоптали несколько могил, выхлопными газами испортили итальянский мрамор. Серьезно пострадали фрески на стенах, особенно купольная роспись.

14 октября 1942 года храм вновь открыли фашисты во время оккупации Каневской. Советская власть официально разрешила открыть Свято - Покровский храм 1 декабря 1944 года. А как только фашистов прогнали, поступила директива: открыть храмы, вернуть священников, часть церковного имущества, разрешить деятельность церковных общин. Это не потому, что власть отказалась от прежней политики в отношении церкви, просто в каждой семье было свое горе: погиб отец, сын, брат и нужно было заглушить эту общенародную скорбь. Власти на местах предписывалось вернуть в храмы малоценную церковную утварь, иконы. Все хорошо, но в нашем районе осталось только всего два храма — в Каневской, Стародеревянковской и все… В Покровский храм же, иконы собирали по домам.

В 1943 году несколько больших икон было передано из нашего дома храму, они находятся там и поныне. Послевоенная история храма была не столь трагичной, как довоенная, однако же, государство не повернулось к верующим лицом. Церковь жила своей жизнью, платили налоги, храм потихоньку ремонтировали на достаточно скромные средства. Очень много для восстановления Покровского храма сделал протоиерей Георгий Сидоров.

Сам храм в начале 60-х годов представлял собою безрадостное зрелище. Разрушена часть крыши одного из приделов, разбит пол, в свое время дымом выхлопных газов основательно испорчен итальянский мрамор отделки стен. Отсутствовало отопление, нормальное водоснабжение, освещение. Были испорчены купольные и настенные росписи, было очень мало церковной утвари. Более того, во всех вопросах хозяйственного обустройства храма со стороны официальных властей было плохо скрываемое противодействие. Церковная община вынуждена была существовать в атмосфере недоброжелательства и массовой антирелигиозной пропаганды. По этой причине дело доходило до хулиганских действий молодых людей во время престольных праздников. Очень трудно приходилось отцу Георгию (Сидорову), принявшему храм в 1962 году в столь плачевном состоянии.  Без поддержки официальных структур он действовал на свой страх и риск.

На время пребывания  у власти Никиты Хрущева пришелся новый пик борьбы с религией. Храм даже закрыли на несколько дней. Стараниями отца Георгия храм возрождался. Восстановили звонницу, алтарную аспиду и купольные росписи, настелили деревянный пол, сделали отопление и электроосвящение, привели в порядок уцелевшие могилы церковного кладбища.  При храме построили хозяйственный комплекс, открыли библиотеку.  Случился пожар и сгорел купол храма. Молитвами и стараниями пастыря  и верующих людей купол восстановили. 

Дело, начатое отцом Георгием, продолжили отец Андрей (Дашевский) и  отец Сергий (Брижан). Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как был когда-то кованый забор, на куполе установлен новый, согласно размера купола, крест. Была  благоустроена территория не только внутри церковной ограды, но и близлежащая.

Жизнь Свято-Покровского храма продолжается: звонят колокола, созывая народ на молитву, проходят службы, возносятся молитвы к богу, а в сердцах людей зарождается и крепнет вера православная.

Здесь, на площади, к 100-летию Покровской церкви, установили памятник Кириллу и Мефодию и положили начало Аллее памяти. Две мемориальные плиты посвящены каневским казакам участвующим в Первой мировой и П.П. Скворцову, благодаря которому удалось сохранить объект. Сделаны плиты в виде раскрытых книг, на страницах которых выгравированы памятные события и имена. Люди уходят, но память о них останется на века.

В храме работают воскресная школа «Аз, буки, веди», общество православной молодежи, библиотека «Возрождение» работа которых направлена на воспитание духовности.

          При приходе храма создан координационный совет духовно просветительского  центра «Свет», целью  работы которого, является поддержка  и распространение опыта в области духовно-нравственного воспитания.

Свято-Покровский храм воплотил в себе надежды на лучшую жизнь, спасение души, обретение веры для тех, кто не нашел еще дороги к храму. Пробуждая в людях милосердие, сострадание, сопричастность к чужому горю, боли.  В годы безвременья, репрессий он устоял. Его защищала сама Богородица.